• ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ:   (0629) 47-47-71, (067) 256-98-48
Департамент Правовой Защиты

Новая редакция ЗУ «Об исполнительном производстве»: позитивные моменты и недостатки

Исполнение судебного решения -  важнейшая составляющая механизма защиты прав и законных интересов взыскателя. Это юридическая деятельность, происходящая вне рамок судебного процесса и  судебной власти. Ведь выиграть судебный процесс недостаточно. Действительной победой является получение чего-то конкретного, нежели просто формулировка в судебном решении.

 

            В законодательстве Украины исполнительное производство определено как завершающая стадия судебного процесса, направленная на принудительное исполнение решений судов и других органов.

      В данный момент неисполнение или несвоевременное исполнение судебных решений являются одной из существенных проблем украинского общества, что приводит, порой к привлечению международных судебных органов для их решения.

     В процессе исполнительного производства взыскатель сталкивается с множеством препятствий, не позволяющих своевременно и полно выполнить решение суда. В то время  как у должника есть все возможности затягивать процесс, спрятать или подвергнуть отчуждению имущество, на которое может быть обращено взыскание, создавать иные преграды для реализации исполнительного документа.  

     Подобная ситуация сложилась в  связи с несовершенством законодательства, неурегулированностью многих вопросов исполнительного производства.

     Принятый Верховной Радой Украины и подписанный Президентом Закон «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» и некоторые другие законодательные акты Украины по усовершенствованию процедуры принудительного исполнения решений судов и других органов (должностных) лиц», вступающий в силу 9 марта 2011 г., призван урегулировать сложившуюся ситуацию.

     Указанный законодательный акт, в котором Закон Украины «Об исполнительном производстве» изложен в новой редакции, несет в себе более чем серьезные изменения в системе исполнительного производства. Существенно меняется положение как взыскателя так и должника, расширяются полномочия государственной исполнительной службы, совершенствуется процедура принудительного исполнения решений судов и других органов, усилена защита прав и интересов граждан и юридических лиц в процессе исполнительного производства.

     Изменения коснулись вопросов исполнительных документов, оснований для открытия исполнительного производства, подведомственности исполнительных производств, сроков предъявления исполнительных документов к исполнению и осуществления исполнительного производства, мер принудительного исполнения решений, порядка и оснований приостановления исполнительного производства, последствий завершения исполнительного производства, размера исполнительного сбора. Введены новые виды ареста, изменилсяпорядок реализации имущества и т.п.

       Новой редакцией закона меняется роль должника в исполнительном производстве. Согласно настоящей редакции фактически каждое процессуальное действие должно согласовываться государственным исполнителем с должником. Таким образом, должнику сейчас предоставляются законные возможности для уклонения от исполнения судебных решений. С принятием нового закона должник является обязанным, а не уполномоченным лицом в процессе. В частности, он лишается права определять имущество, на которое налагается взыскание, существенно отстраняется от процедуры. Соответственно на первый план выводится взыскатель.

       Кроме того, новой редакцией предлагается отойти от возможности административного обжалования должником действий государственного исполнителя и обеспечить исключительно судебную процедуру, поскольку только орган, вынесший решение, может решать возможность (невозможность) его выполнения.

       Новым законом государственному исполнителю предоставляется возможность для быстрого получения информации относительно должника и оперативного обращения на него взыскания. Государственному исполнителю предоставляется доступ к базе данных и реестрам, содержащим информацию о должниках, их имуществе и средствах. Указанный доступ значительно упростит и ускорит выявление и розыск принадлежащего должнику имущества и средств.

      Расширяются полномочия государственного исполнителя, который дополнительно будет иметь право получать от органов, учреждений, организаций, должностных лиц конфиденциальную информацию, необходимую для проведения исполнительных действий; при наличии решения суда о принудительном проникновении в жилище, получать доступ в жилище или другое владение лица, у которого находится имущество должника; обращаться в суд для установления временного ограничения права выезда должника – физического лица или руководителя должника – юридического лица за границу Украины до исполнения обязательств по решению; привлекать для проведения или организации исполнительных действий, в том числе на платной основе, за счет авансового взноса взыскателя, субъектов хозяйствования (сейчас такие субъекты должны иметь соответствующие лицензии, при этом их привлечение осуществляется исключительно на платной основе).   

       Новыми нормами закона на стороны возлагается обязанность в течение 3-х дней письменно сообщить государственному исполнителю о полном либо частичном самостоятельном исполнении решения должником.

      Изменения коснулись и требований к исполнительному листу. В случае, если решение вынесено в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, а также если нужно передать имущество, которое находится в нескольких местах, суд обязан определить в исполнительном документе одного взыскателя и должника, а также определить в какой части необходимо исполнить такое решение, или указать, что обязанность или право взыскания является солидарным.

       В заявлении об открытии исполнительного производства взыскатель имеет право указать сведения, которые могут способствовать исполнению (счета должника, местонахождение имущества и др.). При предъявлении к исполнению документов о конфискации имущества необходимо будет также подавать копию протокола описи или изъятия имущества или справку о том, что опись не проводилась, или об отсутствии такого имущества. Необходимо будет также предъявлять копии документов, подтверждающих исполнение определения об обеспечении иска.

       Согласно новому закону уменьшен до одного года! срок предъявления к исполнению исполнительных документов, которые выдаются судами (в соответствии с действующим законодательством – 3 года.).

            Внесены изменения в отношении процедуры принятия исполнительного документа к исполнению. Так, термин «добровольное исполнение решения должником» изменен на термин «самостоятельное исполнение решения должником».

            При открытии исполнительного производства по заявлению взыскателя исполнитель может наложить арест не только на имущество должника, но и на средства должника. Арест при открытии исполнительного производства налагается отдельным постановлением. Также необходимо обратить внимание на то, что установлен такой вид ареста, как арест средств, находящихся в кассе должника или поступающих в нее.

            В соответствии с новым законом исполнитель обязан начать принудительное исполнение на следующий рабочий день после окончания срока для самостоятельного исполнения решения должником.

            Внесены изменения в отношении размераисполнительного сбора. Исполнительный сбор будет взыскиваться в размере 10 % не от фактически взысканной суммы или стоимости имущества, а от суммы, подлежащей взысканию либо стоимости имущества должника. Кроме того, увеличены размеры исполнительного сбора при неисполнении решения неимущественного характера.

       Новыми нормами определено, что исполнительный сбор взыскивается также в случае возврата исполнительного документа без исполнения по письменному заявлению взыскателя и в случае самостоятельного исполнения должником решения после начала его принудительного исполнения. Новый закон предусматривает взыскание исполнительного сбора и в случае прекращения исполнительного производства по всем основаниям, указанным в ст. 49, в том числе в случаях смерти взыскателя или должника или ликвидации юридического лица – стороны исполнительного производства; отмены решения суда или признания исполнительного листа неподлежащим исполнению; возврата исполнительного листа без исполнения по требованию суда, что, по сути, не справедливо.

       В законе установлена обязанность государственного исполнителя отправлять сторонам копии постановлений об открытии исполнительного производства или отказе в открытии, возвращать исполнительный документ взыскателю рекомендованным письмом с уведомлением.

      Согласно новым нормам меры принудительного исполнения решений дополнены обращением взыскания на имущественные права должника.

      Новым основанием для приостановления исполнительного производства будет введение НБУ моратория на удовлетворение требований кредиторов банка, кроме решений в отношении обязательств, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности банка, в том числе с выплатой зарплаты, авторского вознаграждения, возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников банка, а также требований кредиторов по выплате зарплат, алиментов, пенсий, стипендий, соц. помощи в размерах установленных лимитов; также приостановление судом реализации арестованного имущества; принятие судом к рассмотрению кассационной жалобы прокурора на решение суда.

     Исполнительное производство не будет приостанавливаться в случае возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве при обращении взыскания на заложенное имущество и исполнения решений в спорах неимущественного характера.

     Также исполнительное производство не приостанавливается в случае принятия жалобы на действия исполнителя или отказе в его отводе, назначении экспертизы, предоставления сторонам срока для приглашения переводчика.

     По новому закону объявление розыска должника - физического лица и транспортных средств должника является обстоятельством, дающим право исполнителю приостановить производство.

      Государственному исполнителю, согласно изменениям, установлен 3-дневный срок для вынесения постановления о возобновления исполнительного производства (действующий закон четких сроков не устанавливает).

    Установлены дополнительные основания для возврата исполнительного документа взыскателю.

      Согласно новой редакции закона предусматривается иной механизм реализации и оценки имущества, на которое наложено взыскание. Исключительно на публичных торгах (аукционах) будет реализовываться только недвижимое имущество, транспортные средства, воздушные, морские и речные суда. Другое имущество будет реализовываться на комиссионных основах.

     Общий порядок обращения взыскания на имущество должника дополнен положениями, согласно которым: арест распространяется также на средства на счетах, которые будут открыты после вынесения постановления о наложении ареста.

     Также, следует отметить, что, если сумма долга не превышает 10 размеров минимальной заработной платы, взыскание на единственное жилище должника (и на земельный участок, на котором расположено это жилище) не осуществляется.

     Изменились условия обращения взыскания на зарплату, пенсию, стипендию и другие доходы должника. Так, размер суммы долга, при котором взыскание обращается на зарплату, пенсию, др. (и не обращается на имущество должника), изменено с двух до трех минимальных размеров заработной платы. Взыскание на зарплату, пенсию, др. будет осуществляться теперь на основании постановления исполнителя, которое будет отправляется в место получения должником соответствующих доходов.

       В отношении восстановления на работе работников, следует отметить, что по новому закону решение о восстановлении на работе считается исполненным со дня выдачи соответствующего приказа или распоряжения.

      При исполнении решения о выселении установлена обязанность исполнителя проверить его исполнение на следующий рабочий день после окончания срока для самостоятельного исполнения. Уменьшены сроки хранения имущества должника, которое описано при выселении (с 3 лет до 2 мес.).

     Для максимально быстрого исполнения решений в принятом законе предусмотрена административная ответственность физических лиц за невыполнение решения суда (в нынешней редакции такая ответственность отсутствует, что позволяет таким лицам сознательно не выполнять эти решения). Кроме того, на исполнителя возлагается обязанность вносить представление правоохранительным органам для привлечения должника к ответственности за неисполнение решения неимущественного характера.

      В соответствии с новыми изменениями за нарушение требований нового закона на виновное лицо судом налагается административный штраф в размере от 34 грн. до 170 грн. (ст. 188-13 КоАП Украины).

      Законом предлагаются меры, способствующие изменению отношения к государственному исполнителю как к представителю власти. Устанавливается ответственность за препятствование государственному исполнителю, угрозы его жизни, здоровью, имуществу при исполнении им своих служебных обязанностей, а также повышение его социальной защищенности.

     По новому закону исполнитель имеет возможность давать поручения другому органу исполнительной службы совершить исполнительные действия на территории, на которую не распространяется его компетенция, в том числе проведение описи и арест имущества должника.

      Согласно вступающим в силу изменениям, в случаях, предусмотренных законом, решения судов и других органов о взыскании средств будут исполняться также налоговыми и другими органами, банками, другими учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

    Согласно действующим нормам руководитель органа государственной исполнительной службы, при осуществлении контроля за действиями государственного исполнителя, может своим постановлением отменить постановление, акт, другой процессуальный документ государственного исполнителя. В будущим такого права у него не будет.

     Помимо новой редакции Закона Украины «Об исполнительном производстве», изменения коснулись большинства кодексов Украины (УПК, ХПК, УК, СК, ГК, УИК, ГПК, КАС, КоАП) и отдельных законов («О государственной исполнительной службе», «О банках и банковской деятельности», «О платежных системах и переводе средств в Украине», «Об ипотеке», «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины», «О нотариате», «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства») в части усовершенствования процедуры принудительного исполнения решений судов и других органов (должностных лиц). Указанными изменениями решена проблема согласованности норм Закона «Об исполнительном производстве» с нормами других нормативно-правовых актов.

     В целом, внесенные в законодательство изменения решают ряд проблем исполнительного процесса. Данный закон поможет существенно упростить и ускорить процедуру исполнения судебных решений.

     Однако, несмотря на ряд положительных норм, принятие указанного закона не завершает совершенствование исполнительного производства.

Узнать более подробно о предоставляемых юридических услугах, сроках, стоимости, заказать необходимую Вам юридическую услугу,  Вы можете по телефонам:
Мариупольский офис
 (0629) 47-47-71, (067) 256-98-48 г. Мариуполь, пр. Нахимова, 88, офис 65.

Вся аналитика
© Юридическая компания «Юристократ». 2009-2016
87517, Украина, Донецкая область, г. Мариуполь, пр. Нахимова, 88, офис 65
Тел.: +38 (0629) 47-47-71

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

Мы перезвоним Вам на указанный номер




ВАШ ВОПРОС