• ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ:   (0629) 47-47-71, (067) 256-98-48
Департамент Правовой Защиты

Фактические налоговые проверки: основания и последствия

Налоговый кодекс Украины (НКУ) вводит новый для контролирующих органов вид проверки – фактическую.

Фактической считается проверка, которая проводится по месту проведения налогоплательщиком деятельности, размещения хозяйственных или иных объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка осуществляется налоговыми органами относительно порядка осуществления плательщиками налогов расчетных операций, ведения кассовых операций, соблюдения трудового законодательства. В частности, органам налоговой службы предоставляется право проводить контрольные расчетные операции (контрольные закупки) перед проведением проверки в отношении соблюдения налогоплательщиками порядка проведения наличных расчетов и применения РРО.

Как уберечь себя от подобного рода проверок?

Проведение любой проверки ни у кого не вызывает позитивных эмоций. Проверка – это, безусловно, стресс.

Когда приходят проверяющие с фактической проверкой необходимо знать ответы на вопросы:

1) какие основания для проведения проверки?

2) как действовать, если пришли?

3) что могут себе позволить?

К сожалению, на сегодняшний день предотвратить фактическую проверку крайне непросто. В первую очередь это связано с тем, что НКУ определяет ряд критериев, которые могут быть основанием для проведения такой проверки.

Предотвратить фактическую проверку крайне непросто

Необходимо учитывать, что фактическая проверка проводится при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

• если по результатам проверок других налогоплательщиков выявляются факты возможного нарушения субъектом хозяйствования законодательства от осуществления расчетных операций, ведения кассовых операций, относительно производства и оборота подакцизных товаров;

• при получении информации от государственных органов или органов местного самоуправления о возможном нарушении субъектом хозяйствования законодательства, в частности, от осуществления указанных выше операций;

• при письменном обращении покупателя (потребителя) о нарушении налогоплательщиком порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования или лицензирования;

• непредставление субъектом хозяйствования в установленный законом срок отчетности об использовании регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, подачи их с нулевыми показателями;

• получение контролирующими органами информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, а также целевого использования спирта плательщиками налогов.

Таким образом, учитывая вышеуказанные факторы, соблюдая законодательство, регулирующее порядок ведения расчетных и кассовых операций, вероятность проведения налоговиками фактической проверки значительно меньше. Однако не стоит забывать, что органы налоговой службы будут использовать любую зацепку, любой повод для проведения такой проверки.

Что делать, если пришла такая налоговая проверка?

Следует отметить, что налоговики могут совершенно неожиданно для субъекта хозяйствования прийти к нему с фактической проверкой, потому что согласно НКУ такая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика. Кроме того, как было указано выше, перед началом фактической проверки, по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций должностные лица налоговых органов имеют право провести контрольную закупку.

Однако необходимо помнить, что сама фактическая проверка должна проводиться на основании решения руководителя органа налоговой службы, оформленного приказом. Приказ в свою очередь должен быть подписан руководителем и скреплен печатью. При этом копия приказа предоставляется налогоплательщику или должностному/уполномоченному лицу налогоплательщика до начала проведения проверки.

Кроме того, проверяющие вправе приступить к проведению фактической проверки исключительно после предоставления направления на проведение такой проверки. В направлении должны быть указаны: дата выдачи, наименование органа государственной налоговой службы, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименование и реквизиты субъекта (объекта), проверка которого проводится (фамилия, имя, отчество физического лица – плательщика налога, который проверяется), цель, вид, основания, дата начала и длительность проверки, должность и фамилия должностного лица, которое будет проводить проверку. При этом направление считается действительным в случае наличия подписи руководителя соответствующего налогового органа или его заместителя и мокрой печати такого налогового органа.

Перед началом фактической проверки налоговики должны вручить копию приказа о ее проведении и предоставить направление на проведение проверки

Если инспекторы не предъявляют плательщику налогов (его должностным (служебным) лицам) направления на проведение проверки или предъявляют направление с нарушением требований, указанных выше, налогоплательщик имеет право не допустить проверяющих к проведению фактической проверки. Однако отказ от допуска к проведению проверки в других случаях не разрешается.

При предъявлении направления налогоплательщику или его служебным лицам (его представителям или лицам, которые непосредственно проводят расчетные операции) последние должны расписаться в направлении с указанием своей фамилии, имени, отчества, должности, даты и времени ознакомления с направлением. В случае отказа подписывать направление проверяющими, составляется акт, который является основанием для начала проведения проверки. Отдельный акт составляется также в случае отказа налогоплательщика в допуске проверяющих к проведению проверки.

Фактическая проверка может проводиться двумя и более должностными лицами в присутствии должностных лиц налогоплательщика, его представителя или лица, которое фактически осуществляет расчетные операции.

Во время проведения фактической проверки может проводится хронометраж хозяйственных операций, по результатам которого составляется справка, которая подписывается инспекторами органа налоговой службы.

Продолжительность фактической проверки не должна превышать 10 суток. Однако срок может быть увеличен дополнительно на 5 суток по решению руководителя налогового органа на основании: 1) заявления субъекта хозяйствования; 2) сменном режиме работы или суммированном учете рабочего времени субъекта хозяйствования.

Какие могут быть последствия проведения такой проверки и как их избежать/минимизировать?

Что касается последствий, то они очевидны. К сожалению, на сегодняшний день налоговики достаточно агрессивно настроены и надеяться, что они не найдут какого-либо нарушения, не стоит. Так, именно при проведении проверок контролирующие органы сами же постоянно нарушают действующее законодательство посредством наложения неправомерных штрафов, ареста имущества, затягивания продолжительности проверок. Но не стоит бояться и со всем соглашаться. Ведь при проверке налоговые органы обязаны действовать в рамках своих полномочий. Проверяющим нужно дать понять, что налогоплательщик знает законодательство, знает как свои права и обязанности, так и их.

Узнать более подробно о предоставляемых юридических услугах, сроках, стоимости, заказать необходимую Вам юридическую услугу,  Вы можете по телефонам:
Винницкий офис:
 +38 (067) 256-98-48     г. Винница, ул. Пушкина, 4.

Вся аналитика
© Юридическая компания «Юристократ». 2009-2022
87517, Украина, Донецкая область, г. Мариуполь, пр. Нахимова, 88, офис 65
Тел.: +38 (0629) 47-47-71

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

Мы перезвоним Вам на указанный номер




ВАШ ВОПРОС