• ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ:   (0629) 47-47-71, (067) 256-98-48
Департамент Правовой Защиты

ВОЗВРАТ ДОЛГОВ

В ходе осуществления хозяйственной деятельности возникают ситуации, когда контрагент на протяжении продолжительного времени не выполняет свои обязательства по оплате денежных средств за поставленный ему товар, оказанную услугу, выполненную работу либо не поставляет оплаченный товар, не приступил к выполнению работы или услуги.

            Традиционный способ разрешения данной проблемы – взыскание задолженности в суде после проведения претензионной работы с должником.

            Но не всегда такой способ является приемлемым в каждом конкретном случае, если Вы считаете, что это не будет угрожать разрывом деловых и партнерских отношений с таким должником, и Вы планируете далее работать с клиентом.

            Альтернативным способом решения данной проблемы может быть медиация по возврату долгов.

            Медиация – это переговоры с участием нейтрального посредника (юридической компании), который организовывает переговоры для того, чтобы стороны самостоятельно пришли к удовлетворяющему их решению проблемы.

Медиация представляет процедуру досудебного возврата долгов и осуществляется на начальных стадиях после возникновения долга. Для этого с должником устанавливается первоначальный контакт, проверяется актуальность контактных данных, реквизитов, адресов, выясняется позиция и намерения должника относительно погашения долга.

            Она применима в основном к добросовестным контрагентам. Это должники, которые непродолжительное время не возвращают долг по объективным причинам. Для недобросовестных неплательщиков переговорный этап может быть лишь возможностью затягивания времени по погашению долга.

            Цель переговоров сводится к достижению между сторонами мирового соглашения, с которым согласны обе стороны. Это принятие взаимовыгодного решения, которое в дальнейшем позитивно повлияет на отношения должника и кредитора. В процессе переговоров должник должен понять не столько об обязанности оплатить долг, а о возможности мирного взаимовыгодного решения проблемы.

            В процессе переговоров обеспечивается конфидициальность наличия долга, так как обращение в суд некоторые организации отождествляют с потерей репутации.

            Взаимовыгодным решением может быть реструктуризация долга, предоставление должнику льготного периода для погашения задолженности и т.п. Если контрагент не готов вернуть долг сразу, то возможно изначально кредитору пойти на компромисс и рассрочку. Но при этом следует иметь в виду то, что кредитору полезно потребовать определенную минимальную сумму в счет погашения долга, как условие предоставления отсрочки и проверки действительных реальных намерений должника погасить долг. При этом, в зависимости от долга и причин его не погашения, в зависимости от конкретной ситуации возможно  будет целесообразным приостановить на некоторое время хозяйственные отношения с таким должником (не отгружать товар, и т.п.)

            Указанный способ применим в конкретной ситуации и к конкретному должнику. Главное это то, что при анализе каждого долга необходимо проработать стратегию действий, последовательность подходов для того, чтобы должник признал свой долг и начал погашать свою задолженность.

            При этом необходимо провести анализ такой задолженности. Проверить правильность оформления первичных документов, получение должником счетов на оплату. Документы, фиксирующие результаты выполнения договоров (накладные, акты приема-передачи и т.д.), будут использоваться в переговорах в качестве доказательства выполнения обязательств в соответствии с условиями договора. Как правило, должники могут ссылаться на отдельные недостатки таких документов. Неточности, ошибки при оформлении документов, неправильное их составление часто делают затруднительным их использование в качестве доказательств наличия долга.

            В ходе медиации также возможно получение от должника информации о наличии и движении денежных средств по счетам, о наличии недвижимого и движимого имущества, о его финансовом состоянии.

            В ходе медиации можно добиться признания долга должником путем подписания расширенного, детального акта сверки взаимных расчетов с учетом первичных документов и получение от него гарантийного письма об оплате долга. Можно выявить слабые и сильные стороны конкретной хозяйственной операции, по которой возник долг, что пригодиться в случае взыскания задолженности в судебном порядке.

            Также не следует забывать, что медиация возможна и на стадии судебного рассмотрения дела в хозяйственном суде. Это будет хорошей возможностью сторон вернуться к конструктивным переговорам, согласовать спорные моменты и в будущем обеспечить дальнейшее сотрудничество и избежать нежелательных последствий для обеих сторон.    

В своей деятельности необходимо придерживаться и правил профилактики проблем с задолженностью.

Нельзя относится к проблемной задолженности на "авось". Чем внимательнее она будет проработана, тем больше пользы будет из нее извлечено. Нельзя кредитовать товарами или услугами тех, кто сильнее - пусть они кредитуют Вас. При заключении сделок уточняйте форму собственности бизнеса своих партнеров/клиентов, меру их материальной ответственности за не выплату долга. Корректируйте условия договора на выгодные и безопасные. Применяете разные виды обеспечения обязательств.

Ведите досье на каждого из своих контрагентов. Собирайте и заносите в них всю информацию, которую сможете узнать: о прибыльности бизнеса, состоянии баланса, о текущих клиентах и так далее. У новых контрагентов запрашивайте копии учредительных документов: свидетельство (выписка) о регистрации юридического лица, устав (или хотя бы копии первой, последней страниц, а также страницы об уставном капитале, полномочиях высшего органа организации, исполнительного органа). Проверяйте эту информацию в надежных информационных базах. 

Материал подготовлен на основе реальных ситуаций и фактов в деятельности  клиентов юридической компании.

 

Начальник департамента правовой защиты

юридической компании «Юристократ»                                                                        А.П.Красников

Узнать более подробно о предоставляемых юридических услугах, сроках, стоимости, заказать необходимую Вам юридическую услугу,  Вы можете по телефонам:
Мариупольский офис
 (0629) 47-47-71, (067) 256-98-48 г. Мариуполь, пр. Нахимова, 88, офис 65.

Вся аналитика
© Юридическая компания «Юристократ». 2009-2016
87517, Украина, Донецкая область, г. Мариуполь, пр. Нахимова, 88, офис 65
Тел.: +38 (0629) 47-47-71

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

Мы перезвоним Вам на указанный номер




ВАШ ВОПРОС